06 декабря 2015

Большое норвежское путешествие. День шестнадцатый. (+ видео)

18 июля 2013 года

Ночевка в машине на стоянке была ужасна. Тесно, неудобно, голодно и холодно. Поэтому просыпаемся рано и выдвигаемся в сторону деревни Буд. Там мы планируем посетить военный музей, Береговой Форт Эрган, ради посещения которого и остались ночевать в этих краях.




К музею приехали рано, проход был закрыт. Проводим время с пользой - досыпаем. Открылся музей в 10 часов утра. Точнее открылся вход на его территорию, которая представляет из себя возвышенность с укреплениями и некоторым, весьма скромным, количеством боевой техники.


Построено всё это было в 1940-1945 годах немцами. Музейная экспозиция расположена в бункерах под землей и туда можно попасть, как оказалось, только с экскурсией. Ждать начала экскурсии не хотелось, тем более неизвестно когда бы это произошло, поэтому приняли решение музей не посещать. Каждый в этот момент представил в голове где мы могли бы уже быть, реши мы это вчера.


Впрочем посетить это место стоит хотя бы из-за видов. Да, немцы знали толк в подходящих местностях. С холмов открывается прекрасный вид на Атлантический океан (19-километровая зона у берега называется Хустадвика) и на саму деревню. 


А эта куча камней у подножия холма - тоже не просто так. Это "сад камней", о чем имеется поясняющая табличка. Из неё следует что это особые какие-то камни, выложенные в особом каком-то порядке. Вот у кого стоит поучиться делать достопримечательности местного значения из любой мелочи.

Мы тем временем отправляемся дальше по маршруту. Дождь, который пощадил нас с утра, снова начинает поливать, а мы мчим к городу Молде. Этот небольшой городок расположен на полуострове Ромсдал, на северном берегу Ромсдалфьорда. Ещё со средних веков поселения на этом месте известны как крупный региональный центр торговли. Мощное развитие город получил в 18-19 веках, в результате став не только торговым, но и промышленным центром.



Бросаем машину на огромной бесплатной парковке и идем бродить. История города богата и насыщена. Но разумеется, есть в ней и мрачные периоды. Так, Молде сильно пострадал от крупного пожара в 1916 году, а во время Второй мировой немецкие войска и вовсе почти сравняли город с землей. Однако, после войны город активно восстанавливался и вернул себе былое значение.


Первым местом, которое мы посетили была закусочная Бургер Кинг, где мы наконец-то поели. Теперь, когда голод больше не досаждает, можно спокойно погулять по городу.

Как мы узнали потом, Молде называют "городом джаза", поскольку каждое лето здесь проходит крупнейший в Европе фестиваль этого музыкального направления MoldeJazz. На последний день этого мероприятия мы и попали. Центральная улица и окрестности были сделаны пешеходными и на них разместилось бесчисленное множество торговых палаток.


И не только торговых, какая связь у индейцев с джазом и Норвегией не очень ясно, но играли они неплохо.


Как это обычно бывает, на развалах полно сладостей, сувениров, бижутерии. Колечко н-н-н-нада?


Проходим мимо фонтана со скульптурой девушки, держащей в руках поднос с розами. 


Тогда мы еще не знали, что Молде называют "городом джаза и роз", но скоро мы это поймем. Мы подходим к центральной площади, над которой возвышается Собор Молде, главная архитектурная достопримечательность города. Деревянная церковь на этом месте была заложена ещё в 17 веке, а пришедшая ей на смену нынешняя 50-метровая колокольня была отстроена уже в 20 веке.


Рядом с колокольней находится ничем не примечательное здание ратуши, на плоской крыше которого раскинут один из тех садов, благодаря которым "город джаза" стал ещё и "городом роз". Здесь очень много роз разных размеров и цветов. Удивительно, как им удается выживать в достаточно суровом местном климате?


Молде - красивый и уютный город с парками, фонтанами и цветами.



Тысячи мелких деталей на домах и учреждениях создают этот уют, создают гармонию и целостный образ. Хочется неспешно бродить по улицам этого тихого городка и разглядывать их. Вот, например, витрина музыкального магазина:


А вот самодельная табличка на доме с именами и портретами жильцов:


Символ города, роза, даже на чугунных заборчиках:


Черный почтовый кот сидит на аккуратном белом заборчике и ждет почтальона:


И розы. Розы везде!



И в продолжение образа - мужчина копающийся в стареньком Опель Капитан (образца 50-х годов):


Увы, время наше ограничено и мы вынуждены двигаться дальше. Выезжаем из Молде на восток по шоссе E39, затем сворачиваем на 62 дорогу. Мы едем вокруг Лангфьорда в Ондалснес. Можно было срезать по 64 дороге, но во-первых там дороже из-за парома, а во-вторых там куда менее живописно.


62, а затем 660 дорога петляет по горам, то поднимаясь, то спускаясь. Перед глазами сменяются один другим живописные виды. Как обычно делаем остановки чтобы рассмотреть их получше.


И вот, спустя много километров пути, мы добрались до Ондалснеса. Городок мало чем примечателен сам по себе и широко известен разве что среди рыбаков. Но именно здесь, как считается, заканчивается, а может начинается, знаменитая Лестница троллей. Но об этом чуть позже.


Погода сделала нам подарок, тучи расступились и мы, оставив машину на парковке у вокзала, пошли подышать свежим воздухом.

За огромную гору, возвышающуюся рядом с городом, зацепилось облако и медленно вращалось вокруг самой вершины. Когда оно стало увеличиваться и потихоньку сползать, стало понятно - пора продолжить путь.


Лестница троллей находится в 15 километрах от Ондалснеса, туда мы и направились по туристической дороге, частью которой она является. Перед Лестницей нам встретился большой кемпинг, даже если не собираетесь здесь останавливаться имеет смысл заехать и немного побродить по территории и окрестностям, где разбросано множество деревянных скульптур. Вроде таких:


И вот, мы стоим в начале этой знаменитой дороги. Поскольку мы приехали с севера, то нам предстоит подниматься по ней вверх. В начале пути размещен информационный стенд, на котором приведена карта и описание Лестницы.


Дорога, ставшая одной из главных туристических достопримечательностей Норвегии, строилась целых 8 лет и была открыта в 1936 году. Это гениальное инженерное сооружение с 11 резкими поворотами, высотой подъема до 9% и шириной дороги местами не более 3.3 метров. Сложность проезда по этому участку накладывает некоторые ограничения - сюда не пускают длинномеры, а зимой Лестницу троллей и вовсе закрывают.

На следующей картинке - вид на Лестницу от информационного щита. С первого взгляда кажется что это просто гора. Со второго всё ещё ничего не понятно, но стоит хорошенько приглядеться и можно увидеть ступенчатые подъемы дороги и ползущие по ним крошечные автомобили.


Снизу дорога не производит сильного впечатления, взглянув на этот пейзаж Andre произнес: "Ну и что такого в этой вашей Лестнице троллей?". Но стоило начать подниматься по ней, как все стало понятно. Подъемы, повороты, разъезды, карманы для остановок и каждую минуту, каждый метр пути - новые потрясающие виды. 

Дорога включает в себя несколько мостов, один из которых через бурлящий водопад. Вообще здесь много ручейков спускающихся с горы рядом с дорогой, это видно на фото выше.


Вдоль дороги предусмотрено несколько мест для остановки, отдыха и осмотра окрестностей. От них можно отправиться на пешую прогулку по горам названным Стеной троллей.

Кажется, что дорога построенная в первой половине прошлого века не технологична. Проезжая мимо ограждения выполненного из огромных камней, никогда не подумаешь что над безопасностью и надежностью дороги думали лучшие инженеры страны, а из её бюджета на это была потрачена весьма кругленькая сумма. И это говорит о том, что работа выполнена на высшем уровне. Сложнейшая конструкция абсолютно естественно вписалась и в окружающий ландшафт, и в общий образ Норвегии.


Дорога поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. Наверху расположена большая парковка, сувенирный магазин и смотровая площадка. Троллей и собак, к сожалению, придется оставить в машине.


В магазине огромный выбор сувениров. Некоторые из них весьма оригинальны!


От магазина начинается дорожка к смотровой площадке. Аккуратный деревянный настил идет по берегу небольшого водоема.


Затем путь проходит мимо ступенчатого водопада. После него эта вода устремляется к краю горы и бросается вниз. Над этим местом сделаны мостки с решетчатым полом, можно стоять над обрывом и смотреть как под ногами улетает вниз бурлящий поток.


Ещё на парковке мы обратили внимание на несколько машин с московскими номерами. Самих соотечественников мы обнаружили на смотровой площадке, где одни из них фотографировались на фоне прекрасного вида серого облака, а другие рассматривали его в бинокль.


Нам повезло больше. На некоторое время облака медленно расступились, подарив нам не просто вид, но и серию волшебных кадров, таких как этот:


Вид на дорогу с высоты, конечно, великолепен. Даже не верится, что только что мы преодолели этот путь.


Нам удалось как следует насладиться видом и пофотографировать, после чего небо вновь затянуло серыми облаками. На этом мы покинули Лестницу и отправились дальше колесить по горным дорогам.

Дальнейший маршрут, к слову, так же весьма красив и увлекателен. Дорога петляет по горам, поднимаясь и опускаясь, круто поворачивая и перебегая по мостам горные речки. За окнами - удивительный вид, состоящий из мрачных скал, заснеженных вершин, горных озер с лазурной водой. А местами, когда мы поднимались на достаточно большую высоту, снег оказывался совсем рядом с нами.




А когда дорога спускалась с гор, пейзажи тут же менялись с суровых горных на зеленеющие лесные.


В плане всяких страшных насекомых в Норвегии относительно спокойно. Да, встречается зверски голодная мошка, бывает пролетает стайка комаров. Но никаких страшных существ вроде гигантских мухоловок, мух це-це, сколопендр или африканизированных медовых пчел тут нет. С животными тоже все вполне спокойно, белые медведи надежно заперты на Шпицбергене, а бурых, как и волков, тут крайне мало и в местах обитания людей их встретить вряд ли придется. Поэтому самое страшное что может произойти - встреча с оленем или белкой. Хотя, конечно, всякое бывает. Вот например, во время одной из остановок местный слизень-переросток отжал у Casperа зажигалку.


Ещё одну остановку делаем у красивого водопада. На самом деле их тут даже несколько-в-одном, а сверху над ними сделаны по кругу мостки со смотровыми площадками.



Едем дальше, немного возвращаясь на север по берегу Сторфьорда. Вечереет, начинаем задумываться о ночлеге.


Место для него находим в  городе Стурдал, в Стурдал кемпинге. Приятное и недорогое место на берегу фьорда. Большим минусом оказалось отсутствие возможности заплатить по карте, в остальном всё здорово. Встали с палаткой посреди огромной пустой поляны и отправились пить пиво на берегу.


Таким выдался шестнадцатый день путешествия, его маршрут:



Спасибо за внимание, продолжение следует :)



Видеоверсия шестнадцатого дня путешествия:


Комментариев нет:

Отправить комментарий